Неточные совпадения
А Федор Федорович Рейс, никогда не читавший химии далее второй химической
ипостаси, то есть водорода! Рейс, который действительно попал
в профессора химии, потому что не он, а его дядя занимался когда-то ею.
В конце царствования Екатерины старика пригласили
в Россию; ему ехать не хотелось, — он отправил вместо себя племянника…
Человечность присуща Второй
Ипостаси Святой Троицы,
в этом реальное зерно догмата.
В. Тернавцев, который писал замечательную книгу об Апокалипсисе, очень верил
в Первую
Ипостась, Отца, и Третью
Ипостась, Духа, но мало верил во Вторую
Ипостась, Сына.
Лишь драматизация мирового процесса делает его нам близким и для нас осмысленным; сама божественная диалектика, идеально протекающая
в первоначальном Божестве, чуется нами как драма с драматическими действующими лицами —
ипостасями Троицы.
Он посадил гостя на топорном стуле возле лавки, на которой лежал, и заговорил с ним о троичности, троичности во всем,
в ипостасях божества,
в идеях и
в видимых элементах строения общества.
[Одна из основных «идей» хлыстовства — вера
в постоянное земное перевоплощение как всех
ипостасей «троицы», так и «божьей матери».
Эн-соф есть трансцендентное Божество до раскрытия, Бог-Отец есть первая
ипостась триединого Бога.], —
в начале этого раскрытия.
Хотя он характеризует трансцендентное абсолютное с помощью каббалистического понятия Эн-соф (мы знаем, как проблематично это понятие, которое, однако, применяется Соловьевым без всякого пояснения), т. е.
в терминах отрицательного богословия, но затем, неправомерно и без всяких объяснений приравнивая его к первой
ипостаси, он дедуцирует рационально его отношение к миру, а следовательно, и их взаимное определение [См. «Философские начала цельного знания» (Собр. соч., т. I, особенно стр.320–321, 347) и «Чтения о богочеловечестве» (т. III, 82 cл.).].
1897, стр.135–136, не без основания указывает, напр., что дедукции трех
ипостасей у Шеллинга все-таки не получается, ибо три положения или фазиса
в развитии, Божества не суть
ипостаси.
Приписать Софии такую Вечность значило бы превратить ее
в Божественную
Ипостась, т. е. стереть всякую грань между нею и Богом, между тем как эта грань должна быть установлена столь же безусловно, как и между Богом и тварью, хотя и
в ином смысле.
«
В язычестве посредствующая личность (Шеллинг разумеет вторую потенцию, соответствующую
в его метафизике Второй
Ипостаси) действовала только как природная сила (Potenz), но, так как истинный сын, подлинный Христос, присутствует и
в ней, то Христос был уже
в мифологии, хотя
в то же время и не как Христос.
Мысль первее нашего разума, «
в начале бе Слово», и хотя наш теперешний разум вовсе не есть нечто высшее и последнее, ибо он может и должен быть превзойден, но превзойти мысль уже невозможно — она есть онтологическое определение космического бытия, соответствующее второй божественной
ипостаси Логоса: «вся тем быша, и без него ничто же бысть, еже бысть» (Ио. 11:3).
Каждый
в отдельности есть полу-человек, однако является самостоятельной личностью,
ипостасью, имеет свою духовную судьбу.
Вторая
Ипостась, Христос, преимущественно обращен к Софии, ибо Он есть свет мира, Им же вся быша (Ио. 1), и, воспринимая лучи Логоса, сама София становится Христософией, Логосом
в мире, и, как Он, любима Отчею
Ипостасью, изливающей на нее дары Св.
Очевидно также, что и для тех, кто видит
в язычестве лишь исключительное откровение Второй
Ипостаси, существует только одно средство справиться с богинями — это подвергнуть их нейтрализующему их пол истолкованию, как и делает, напр...
Отцы церкви (т. наз. каппадокийцы) [Капподокийские отцы церкви (Капподокия — область
в Малой Азии) — восточные богословы ГУ
в.: Григорий Назианзин (Богослов), Василий Великий, Григорий Нисский — систематизаторы христианского вероучения, разрабатывавшие
в основном проблемы «христологии» (три
ипостаси, божественная сущность и т. п.).
Она определяет ту его внешнюю границу, за которую невозможно отклоняться, но она отнюдь не адекватна догмату, не исчерпывает его содержания, и прежде всего потому, что всякая догматическая формула, как уже сказано, есть лишь логическая схема, чертеж целостного религиозного переживания, несовершенный его перевод на язык понятий, а затем еще и потому, что, возникая обычно по поводу ереси, — «разделения» (αϊρεσις — разделение), она преследует по преимуществу цели критические и потому имеет иногда даже отрицательный характер: «неслиянно и нераздельно», «одно Божество и три
ипостаси», «единица
в троице и троица
в единице».
Но она является началом новой, тварной многоипостасности, ибо за ней следуют многие
ипостаси (людей и ангелов), находящиеся
в софийном отношении к Божеству.
Не о нем ли говорится и
в Апокалипсисе: «И услышал я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с ним 144 000, у которых имя Отца Его написано на челах» (указуется на их особое отношение к
ипостаси Отца).
Божество
в себе имперсонально,
ипостаси возникают лишь вследствие его дифференциации, уже
в «Боге» или на границе между «Божеством» и «Богом».
Но, с другой стороны, процесс миротворения есть,
в глазах Шеллинга, и объективно-теогонический (как он многократно и определяет его), именно
в нем получают бытие, «напрягаются» (Spannung) «потенции»
в Боге, которые,
в состоянии проявленности чрез мир, соответствуют трем
ипостасям Св.
В то же время
ипостаси могут почитаться и рожденными Богом, как исшедшие из недр Его существа, рождение же не есть творение, от него отличается.
Далее,
в каком отношении находятся эти сыны Божий к Божественным
ипостасям?
Троицы есть предвечный акт самоотдания, самоистощения
Ипостасей в Божественной Любви.
Бог-Творец есть для него лишь определенная и охраниченная ступень
в Абсолютном и,
в сущности, не Бог, а некий демиург, космическая
ипостась Абсолютного.
«Четвертая
ипостась», приемля
в себе откровение тайн божественных, вносит чрез себя и для себя различение, порядок, внутреннюю последовательность
в жизни Божественного Триединства, она воспринимает единое и всецелое божество как триипостасное — Отца, Сына и Св.
Между прочим, нельзя не поражаться близостью основного и наиболее интимного мотива федоровской религии; религиозной любви к умершим отцам, к существу египетской религии, которая вся вырастает из почитания мертвых: весь ее культ и ритуал есть разросшийся похоронный обряд [Египетская религия основана на вере
в загробное существование и воскресение для новой жизни за гробом, причем культ богов и умерших Озириса и Озирисов (ибо всякий умерший рассматривался как
ипостась Озириса) сливается
в один ритуал.
Шеллинг, которому принадлежит заслуга отчетливой постановки этого вопроса, усматривает
в язычестве откровение Второй
Ипостаси и
в языческих богах видит лики Христа до Его пришествия
в мир.
Троицы
в каждой из Ее
Ипостасей, простирающееся на восприемлющее существо, Вечную Женственность, которая через это становится началом мира, как бы natura naturans, образующею основу natura naturata, тварного мира.
Троицы, взаимному истощанию Божественных
Ипостасей во взаимной любви, блаженству жизни
в Другом и чрез Другого.
В частности, «начало творения есть вместе с тем и начало рождения Сына» (323) (а следовательно, и возникновения отдельной
ипостаси Отца).
Троицы, хотя он и весь полон об этом указаний и символов;
в частности, остается нераскрытой
ипостась Отца, так же как и Сына.
И
в этой Божественной Любви каждая
Ипостась, отдавая Себя
в любви, находит Себя
в других
Ипостасях, осуществляет единое Божество.
Нельзя помыслить об уничтожении ипостасности даже и у демонов, ибо основа бытия
ипостаси заключена
в ней самой, она сама произносит о себе: аз есмь и не может быть уничтожена насильственно, отрицательно-творческим актом.
Троицы запечатлен и
в мировой истории, ибо
ипостаси божественные раскрываются
в последовательности времен.
Три
ипостаси, по Савеллию, — это три различные формы внешнего проявления
в мире единого Божества.], необходимо признать, что этим учением он вносит процесс
в само Божество и тем самым впадает
в противоречие с «собственным утверждением трансцендентности, а потому и абсолютности Бога.
Бог есть также лишь положение или модус абсолютного Ничто, так сказать, абсолютное, обращенное к миру, космическая его
ипостась, причем другим таковым же модусом является мир, и эта одинаковая модальность бога и мира, и их
в этом смысле единосущность придает им
в равной степени, хотя и
в разном смысле, характер преходящести, относительности: «и бог проходит», по классической формуле Эккегарта.
Нельзя, конечно, ни на минуту забывать, сколь неточно, затемненно и извращенно открывались язычеству религиозные истины и постигались им небесные иерархии, но, даже и памятуя
в достаточной мере об этом, мы можем все-таки признать, что
в почитании женской
ипостаси в божестве язычеству приоткрывались священные и трепетные тайны, не раскрывшиеся
в полноте, быть может, еще доселе и боящиеся преждевременного обнажения.
Хотя собственная жизнь ангелов для нас совершенно недоведома, мы знаем, однако, что и ангелы сотворены Богом и, хотя бесплотны
в том смысле, что не имеют тела человеческого, но имеют
ипостась: они суть не безликие, а ипостасные силы Божий, созданные Логосом [Шеллинг
в своем учении об ангелах (Philosophie der Offenbarung, II, 284 ел.),
в соответствии общим своим взглядам, отрицает сотворенность ангелов (nicht erschaffen) и видит
в них только «потенции» или идеи: «leder Engel ist die Potenz — Idee eines Bestimmten Geschöpfes des Individuums» (286).
Три
ипостаси сливались еще
в единую общую ипостасность, подобно тому как при отдаленном расстоянии раздельные вершины сливаются
в одну гору.
Божественные
ипостаси же суть «Personen», о которых говорится, что «sie verfliessen in das Wesen» [Персоны; лица… они вливаются
в сущность (нем.).] (I, 85) и, «влившись
в Божество, три персоны становятся неразличимым единством» (ib.).
Также основное заблуждение и «Философии откровения» Шеллинга, ведущее его к савеллианству
в христологии, составляет смешение Логоса, второй
ипостаси, с Софией, причем все, что должно быть понято как софийное, им непосредственно отнесено к Логосу, ко второй, а отчасти и к третьей
ипостаси (ср. выше).
Все делается предметом мысли, и
в этом смысле все есть мысль, все есть слово, имеет печать
ипостаси Логоса.
Очевидно, что три порождения или момента
в богорождающем Ничто не имеют характера трех личностей или
ипостасей в едином Божестве, как этому учит церковное христианство.
Это не означает, однако, что только Вторая
Ипостась имеет образ человека, —
в отдельности от Первой и Третьей, ибо такой отдельности вообще нельзя допустить относительно Св.
В христианском откровении дано, что внутрибожественная жизнь есть триединство, единое Божество
в трех
ипостасях, которые суть едино
в предвечно осуществляемой Божественной любви.
Жертвуя своей
ипостасью, выходя из себя
в любви, по образу триипостасного Бога, человек находит
в себе свое существо.
Напротив,
в конце творения (но только
в конце), когда вторая и третья
ипостась преодолением противоположного бытия себя осуществила, налицо (da sind) действительно три лица и однако не три Бога» (337).
Поэтому откровение об
ипостасях стало вообще возможно лишь во Христе,
в котором явлена была не только Вторая
Ипостась, но и одновременно и Первая, и Третья, почему христианство есть откровение не о Сыне только, но уже о всей св.
Чрез откровение трех
ипостасей проявляется качественная различимость
в жизни Св.